Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Профилактика экстремизма и терроризма

Республиканский список экстремистских материалов  Здесь  помещены сведения о книжных изданиях, признанных судебными постановлениями экстремистскими материалами.

Профилактика экстремизма в молодежной среде

Что такое экстремизм?

Такому понятию, как экстремизм, дано множество определений (как научных, так и юридических). Несмотря на то, что данная проблема у всех на устах, единый термин так и не был сформулирован. Так, например, большим толковым словарем экстремизм трактуется, как склонность к крайним мерам и взглядам. Тем не менее, ученые сходятся на том, что такое определение является весьма размытым. Упор должен быть сделан именно на совершение противоправных действий.

На вопрос о том, что такое экстремизм, доктор Колеман и доктор Бартоли отвечают несколько иначе. Они считают, что это деятельность человека, далекая от общепринятых норм, приверженность жестким формам разрешения конфликта. Тем не менее, и здесь есть некоторые загвоздки. Основная трудность состоит в определении общепринятых норм, ведь для каждого государства и общества они могут существенно отличаться.

Что относится к экстремистским действиям

К сожалению, в международной практике нет не только единого определения самого термина "экстремизм". Нет также унифицированного описания деятельности, которая попадает под это описание. Но для того, чтобы профилактика экстремизма в молодежной среде была эффективной, стоит четко понимать, с чем предстоит бороться. Чтобы определиться с понятием и его проявлениями, стоит обратиться к нормативно-правовым документам. Закон "О противодействии экстремистской деятельности" трактует данное понятие следующим образом:

- насильственная смена положений Конституции, а также попытка нарушения целостности государства;

- публичное оправдание террористических актов;

- пропаганда социальной, расовой и религиозной нетерпимости;

- распространение идей превосходства человека по расовому, религиозному или какому-либо другому признаку;

- нарушение прав и свобод человека по расовому, религиозному или национальному признаку;

- препятствие законной деятельности государственных служб или религиозных организаций путем угроз или силового воздействия;

- воспрепятствование участию граждан в избирательном процессе путем угроз или силовыми методами;

- пропаганда нацистской идеологии, а также публичная демонстрация ее символов и атрибутов;

- массовое изготовление, хранение и распространение экстремистских материалов; публичные призывы к участию в экстремистской деятельности;

- публичное ложное обвинение лиц, занимающих государственные должности;

- финансирование, организация и подготовка действий, указанных выше, подстрекательство.

Факторы молодежного экстремизма

 Среди факторов молодежного экстремизма стоит особенно отметить:

-влияние родителей, которые отличаются радикальными убеждениями;

-влияние группы сверстников, которые являются приверженцами экстремистских взглядов;

-влияние авторитетных лиц, находящихся в кругу общения подростка (преподавателей, руководителей спортивных или творческих секций, лидеров молодежных организаций и т. д.);

-стресс, повлекший за собой дезинтеграцию в обществе;

-собственные представления и моральные установки;

-личностные психологические особенности (агрессивность, внушаемость);

-психическое напряжение.

Экстремизм – это на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта – демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта. Однако, обозначение видов деятельности, людей и групп как "экстремистских", а так же определение того, что следует считать "обычным" или "общепринятым" – это всегда субъективный и политический вопрос. Таким образом, мы предполагаем, что в любой дискуссии на тему экстремизма затрагивается следующее:

Обычно, одни экстремистские действия некоторыми людьми рассматриваются как справедливые и добродетельные (например, просоциальная "борьба за свободу"), а другие экстремистские действия – как несправедливые и аморальные (антисоциальный "терроризм"). Это зависит от ценностей, политических убеждений, нравственных ограничений оценивающего, а так же от его отношений с деятелем.

Различие сил также имеет значение при определении экстремизма. Во время конфликта, действия членов более слабой группы часто выглядят более экстремальными, чем такие же действия членов более сильной группы, защищающей свой статус-кво. В дополнение, на крайние меры скорее пойдут маргинальные люди и группы, которые рассматривают более нормативные формы разрешения конфликта как недоступные для них, или относятся к ним с предубеждением. Однако, доминирующие группы тоже зачастую прибегают к экстремальным действиям (например, санкционирование правительством насильственных действий военизированных формирований или нападение в Вако, осуществлённое ФБР в США).

Экстремистские действия часто связаны с насилием, хотя группы экстремистов могу различаться по предпочтению насильственной или ненасильственной тактики, допускаемому уровню насилия, предпочитаемым мишеням для своих насильственных действий (от инфраструктуры и военного персонала до мирных граждан и даже детей). Опять же, более слабые группы скорее будут использовать и предпримут прямые и эпизодические формы насилия (например, подрывы террористов-смертников), тогда как доминантные группы склонны к более структурированным или институционализированным формам насилия (вроде тайного использования пыток или неформального разрешения зверств полиции).

Наконец, основная проблема в том, что экстремизм, присутствующий в ситуациях затяжного конфликта – не самое жестокое, но самое заметное из действий сторон. Жёсткая и нетерпимая позиция экстремистов крайне сложно поддаётся изменениям.

Интересно заметить что, как таковой нацисткой атрибутики не существует. Самый распространенный знак свастики был широко распространен до гитлеровской Германии. Его использовали практически везде, даже одежды православных священнослужителей были украшены свастическим узором. Это всемирный знак, происхождение которого доподлинно не известно. Его изображение до сих пор используется во многих странах имеющих богатую древнюю культуру, например Индия, Китай. После нацисткой Германии во многих странах стал запрещенным символом, и стал ассоциироваться с экстремизмом и другими негативными понятиями. Хотя многие считают его неоязыческим символом на данный момент, это не совсем верно, так как этот знак скорее являл собой не идольное значение, а очевидно был знаменем доброты и добра.

У свастики как символа много значений, и у большинства народов они были положительны. Так, у большинства древних народов она была символом движения жизни, Солнца, света, благополучия.

Отдельно интересен пункт, в котором говориться о публичном заведомо ложном обвинении лица, занимающего государственную должность. А интересен он тем, что не говориться так о простых людях, а только о госслужащих.

Задача социальной работы состоит в предотвращении распространения экстремистских настроений среди подростков и молодежи, а также в направлении силы и энергии молодых лиц, придерживающихся экстремистских взглядов в мирное русло, законное и не противоречащее нормам общества.

ПАМЯТКА   для родителей по профилактике экстремизма

Одной из особенностей современной Беларуси  стала активная деструктивная деятельность многочисленных общественных формирований, в том числе различных партий и общественных движений. Анализ их деятельности показывает, что она по многим направлениям выходит за рамки закона: их печатные издания, радио- и телевыступления лидеров, пропагандистские кампании прямо угрожают общественному порядку, спокойствию и безопасности граждан, межнациональному согласию, государственному строю, то есть – имеют выраженный экстремистский характер.

По своим направлениям экстремизм многовекторен. Экстремистская деятельность может осуществляться в отношении совершенно различных субъектов: властных структур, отдельных политиков и их объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин или религиозных деятелей, наций, народностей. Отсюда и разные формы экстремизма: экстремизм националистический, религиозный, молодежный.

Необходимо отметить, что в чистом виде ни одна из форм экстремизма не существует. Всегда происходит смешение названных форм с преобладанием той или иной окраски там, где в действие вовлекаются массы населения, где затрагиваются интересы многих людей, где нарушается общественный порядок, создается угроза жизни и здоровью людей, всегда политика переплетается с национализмом, религией и т.д. Как любое негативное явление, экстремизм не рождается на «пустом месте». Причин, определяющих возникновение и существование экстремистских организаций, достаточно много. Поэтому огромное значение имеет анализ мотивации преступного поведения их членов.

При анализе социально-психологических причин преступного поведения нельзя забывать о взаимном  влиянии культур, которое может быть позитивным и негативным. Всплеск массовой ксенофобии, связанной прежде всего с миграционными процессами, этнической монополизацией малого и среднего бизнеса, огромным количеством гастарбайтеров, занимающих рабочие места и способствующих обвалу цен на рынке труда, разным менталитетом граждан.

Насколько многообразен и многолик экстремизм, настолько разнообразны порождающие его мотивы. По мнению опрошенных в ходе исследования сотрудников подразделений по противодействию экстремизму различных регионов России, основными порождающими экстремизм мотивами являются: материальный, идеологический, желания преобразования и неудовлетворенности реальной ситуацией, власти над людьми, интереса к новому виду деятельности, товарищеский, самоутверждения, молодежной романтики, героизма, игровой, привлекательности смерти. Мотивация правонарушителей существенно отличается от мотивации законопослушных граждан.

Мотивацию преступного поведения в экстремистских организациях разделяют на личную и групповую. Нахождение в группе способствует возникновению определенных мотивов поведения, постановке новых и уходу от старых целей. При формировании мотивов и целей экстремистской активности в группе, как правило, происходит обмен мнениями, знаниями, опытом, а также взаимное убеждение и внушение, ускоряющее решимость совершить данное преступление.

Характер мотивации поведения каждого члена и всей группы в целом различается по силе и направленности. Сила мотивации зависит от взаимного влияния участников группы, их консолидации. Поскольку экстремистские организации, как правило, стараются поддерживать конспирацию своей деятельности, они вынуждены быть сплоченными, за счет этого достигается усилие мотивированности поведения каждого участника. Члены группы четко распределены по своим ролям: идеолог, руководитель, организатор и исполнители. В группе действуют довольно жесткие правила, требующие от участников безоговорочного подчинения.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод об особенностях преступлений экстремистской направленности. В подавляющем большинстве членами молодежных экстремистских группировок выступают молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет (в редких случаях до 25-30 лет). Субъектами преступлений выступают лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми являются и девушки.

В отличии от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать такой: для преодоления все политических и экономических проблем в стране необходимо создание «чисто национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз. Причем, идея чистого государства присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам исламского толка, призывающим  в свою очередь к созданию чистого государства на религиозной (мусульманской) основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное указанными идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок.

Какими бы мотивами ни руководствовались экстремисты, их основная цель дестабилизация социального и этнополитического положения, создание максимально конфликтных ситуаций.

Органами внутренних дел реализуется комплекс мер, направленных на выявление экстремистских настроений и принятие необходимых профилактических мер в молодежной среде.

На постоянной основе проводится мониторинг средств массовой информации и информационных ресурсов сети «Интернет» для установления фактов публикаций информации экстремистского содержания, а также несанкционированных митингах и акциях протеста.

Профилактика экстремизма и терроризма

Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях»

Статья 17.11. Изготовление, распространение и (или) хранение экстремистских материалов

Изготовление и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов, если в этих деяниях нет состава преступления, — влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, на индивидуального предпринимателя — от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, а на юридическое лицо — от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения».

Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. №77-З "О борьбе с терроризмом"

Статья 23. Ответственность организации за террористическую деятельность

На   основании решения  Верховного  Суда Республики  Беларусь организация   признается террористической  и  ее деятельность   на территории  Республики Беларусь запрещается,  а такая  организация, зарегистрированная на территории Республики Беларусь, ликвидируется, деятельность  представительства такой иностранной или  международной организации,  расположенного  на территории  Республики   Беларусь,прекращается.

Заявление  о признании организации террористической, запрещении ее  деятельности на территории Республики Беларусь, ликвидации такой организации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, а также прекращении деятельности представительства такой  иностранной или   международной   организации, расположенного   на   территории Республики  Беларусь, подается в Верховный Суд  Республики Беларусь Генеральным прокурором Республики Беларусь.

В случае принятия Верховным Судом Республики Беларусь  решения о признании организации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, террористической, запрещении ее деятельности на территории Республики  Беларусь и  ее ликвидации принадлежащее  ей  имущество, оставшееся  после удовлетворения требований кредиторов (при  условии их непричастности к террористической деятельности), конфискуется. В случае принятия Верховным Судом Республики Беларусь  решения о признании    иностранной    или  международной    организации, зарегистрированной     за     пределами     Республики     Беларусь, террористической,   запрещении  ее   деятельности   на  территории Республики Беларусь  и  прекращении деятельности  представительства такой  иностранной или международной организации, расположенного  на территории  Республики Беларусь,  принадлежащее  ему имущество   и имущество    этой  иностранной   или   международной   организации, находящееся  на территории Республики Беларусь и оставшееся  после удовлетворения  требований кредиторов (при условии их непричастности к террористической деятельности), конфискуется.

Организация,  признанная на основании решения  Верховного Суда Республики   Беларусь   террористической,  включается  в   перечень террористических организаций, подлежащий опубликованию  в  средствах массовой  информации. Ведение такого перечня  и  его опубликование осуществляются Комитетом  государственной  безопасности Республики Беларусь   в  порядке, определяемом  Советом  Министров Республики Беларусь.

Профилактика экстремизма в молодежной среде

Экстремизм (от фр. exremisme, от лат.) – «крайне опасное явление в жизни любого общества. Оно создает угрозу основам конституционного строя, территориальной целостности Республики Беларусь, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни, ведет к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина».

Экстремистскими являются действия, связанные со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию.

Правовую основу деятельности по противодействию экстремизму составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» (далее – Закон), иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь (ч.1 ст.2 Закона).

В соответствии  с законодательством на территории Республики Беларусь запрещается изготовление и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов.

Изготовление, распространение и (или) хранение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой административную ответственность по ст.17.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Незаконное изготовление и (или) распространение методик либо иных материалов о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ также является правонарушением (ст.17.14 КоАП).

Законодательством предусмотрена уголовная ответственность по ст.294 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ), ст.295 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ).

Молодежь в силу остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, которая наиболее подвержена экстремистским проявлениям, оказывается наиболее доступной для пропаганды радикальных иде

О мерах противодействия экстремизму и терроризму
в Минской области.  Соблюдение законодательства о массовых мероприятиях в Республике Беларусь.

 

В основу государственной политики и идеологии Республики Беларусь заложен ряд постулатов и направлений, определяющих функционирование государства в целом, в т.ч. направленных
на противодействие экстремизму и терроризму, недопустимость реабилитации нацизма.

Указанные векторы деятельности государственных органов
и организаций урегулированы на законодательном уровне:

- Закон от 04.01.2007 №203-З «О противодействии экстремизму» (в редакции от 14.05.2021);

- Закон от 03.01.2002 №77-З «О борьбе с терроризмом»
(в редакции от 18.05.2022);

- Закон от 14.05.2021 №103-З «О недопущении реабилитации нацизма»;

- постановление Совета Министров Республики Беларусь
от 12.10.2021 № 575 «О мерах противодействия экстремизму
и реабилитации нацизма»);

- УК Республики Беларусь, КоАП Республики Беларусь.

Законом «О противодействии экстремизму» определены основные термины, в частности, раскрыты понятия экстремизма, экстремистских материалов, организаций и формирований, символики и атрибутики, финансирования экстремистской деятельности. Также определены меры противодействия экстремизму.

Экстремизм (экстремистская деятельность) – деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства либо политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, в том числе иностранных или международных организаций или их представительств, формирований и индивидуальных предпринимателей по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность.

Во исполнение требований вышеназванных нормативно-правовых актов органами прокуратуры объявляются официальные предупреждения, выносятся предписания, инициируются вопросы
о приостановлении деятельности организаций, чья деятельность противоречит нормам законодательства, о признании
их экстремистскими, о запрете их деятельности и ликвидации.

КоАП Республики Беларусь (ст. 19.11) предусматривает наступление ответственности за распространение, изготовление, хранение, перевозку информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность. 

Так, распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции (ч. 1 ст. 19.11 КоАП) влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а на юридическое лицо – от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.

Республиканский список экстремистских материалов размещен
на сайте Министерства информации Республики Беларусь (http://mininform.gov.by/).

Распространение информационной продукции, включенной
в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции (ч. 2 ст. 19.11 КоАП) влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств,
на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – от ста до пятисот базовых величин
с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

Деанонимизировать правоохранители на сегодняшний день могут практически любого, современные компьютерные программы позволяют это сделать, контролируются и проверяются, в том числе,
и различные домовые чаты.

Ст. 19.10 КоАП Республики Беларусь предусматривает административную ответственность за пропаганду или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики. Как правило, это выражается в публичной демонстрации в сети Интернет нацистской символики или атрибутики, либо нанесении татуировок с нацистской свастикой на открытые участки тела с той же целью (публичная демонстрация окружающим).

За совершение указанных действий Законом предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере до десяти базовых величин, общественных работ, административного ареста. Если указанные действия совершены индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, то размер налагаемого штрафа составляет
до пятидесяти базовых величин и до двухсот базовых величин соответственно.

Предусмотрена ответственность за повторность данного правонарушения в течение года после наложения административного взыскания. Влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин, общественных работ, административного ареста.
В отношении индивидуального предпринимателя или юридическим лица, размер налагаемого штрафа составляет от двадцати до пятидесяти базовых величин и от пятидесяти до двухсот базовых величин соответственно.

Уголовным кодексом предусмотрен ряд ограничений связанных
с преступными действиями и намерениями при проведении массовых мероприятий.

Статья 370 УК предусматривает ответственность
за надругательство над государственными символами (Государственным гербом Республики Беларусь, Государственным флагом Республики Беларусь, Государственным гимном Республики Беларусь).

Одним из наиболее часто совершаемых видов данного преступления является надругательство над Государственным флагом, которое выражается в его срыве с места установки с последующими оскорбительными действиями (срыв флага и последующее кидание его на землю уже образует состав преступления), либо размещении в сети Интернет изображения Государственного флага с оскорбительными комментариями и публикациями.

За надругательство над государственными символами Законом предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от тридцати
до одной тысячи базовых величин, исправительных работ на срок
до двух лет, ареста на срок от одного до трех месяцев, ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок.

Статья 342. УК предусматривает ответственность за организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них.

Состав данного преступления образуют любые активные действия, как правило, в ходе несанкционированных массовых мероприятий, грубо нарушающие общественный порядок и сопряженные с явным неповиновением законным требованиям представителей власти, могут выражаться в создании «сцепки» для оказания сопротивления работникам милиции, в действиях по прорыву милицейского оцепления, в перекрытии дорог, повлекшем нарушение работы транспорта и т.д.

Продолжая тему уголовной ответственности, стоит вернуться
к Закону о противодействии экстремизму, в который 14.05.2021 внесены некоторые поправки, в части введения уголовной ответственность за экстремизм и участие в боевых действиях на территории других стран.

Значительно расширен перечень видов экстремистской деятельности. В дополнение к ранее установленным к экстремистской деятельности, в частности, отнесены:

• распространение заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Беларуси, правовом положении ее граждан, сведений, дискредитирующих Беларусь. Предоставление заведомо ложных сведений является уголовным преступление и влечет наказание арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа (ст. 369-1 УК);

• оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей, дискредитация органов государственной власти. Публичное оскорбление представителя власти в связи
с выполнением им служебных обязанностей влечет уголовную ответственность и наказание штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет со штрафом, или лишением свободы на тот же срок со штрафом (ст. 369 УК);

• финансирование деятельности экстремистского формирования – предоставление или сбор денежных средств, ценных бумаг либо иного имущества - последует арест, или ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от трех до пяти лег и лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом (ст. 361-2 УК);

• публичные призывы к организации или проведению незаконного собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях, влечет наказание арестом, или ограничением свободы
на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок
(ст. 369-3 УК);

• за создание экстремистского формирования либо руководство таким формированием предусмотрено наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на срок от трех до семи лет, те же деяния, совершенные повторно либо должностным лицом с использованием служебных полномочий, будут наказываться ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от шести до десяти лет (ст. 361-1 УК);

• дополнены также статьи 361-4 и 361-5, которых у нас раньше не было. В них сформулированы наказания за содействие экстремистской деятельности и подготовку других людей к ней. Предусмотрено наказание до 7 лет лишения свободы;

Также, предусмотрена уголовная ответственность за незаконный сбор либо распространение информации о частной жизни или персональных данных граждан, а также повышенная ответственность за такие действия в отношении лица или его близких в связи
с осуществлением служебной деятельности или выполнением общественного долга.

Самостоятельным преступлением является вербовка и вовлечение лица в экстремистскую деятельность, обучение, а равно иное содействие экстремистской деятельности. Согласно статье 3614 Уголовного кодекса Республики Беларусь наказание за подобные действия может достигать до 6 лет лишения свободы, а в случае
их совершения повторно, группой лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий – до 7 лет лишения свободы.

Следует отметить, что совершение злоумышленниками преступлений экстремисткой направленности посредством сети Интернет из-за рубежа, не освобождает от уголовной ответственности.

Терроризм – социально-политическое криминальное явление, представляющее собой идеологию и практику применения насилия или угрозы насилием в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, провокации международных осложнений или войны, устрашения населения, дестабилизации общественного порядка.

Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, другие акты законодательства, международные договоры Республики Беларусь.

При этом борьба с терроризмом представляет собой деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению и минимизации последствий террористической деятельности.

Противодействие идеологии терроризма включает комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных
на коренное изменение существующих социальных и политических институтов государства.

В качестве потенциальных объектов террористических устремлений могут рассматриваться любые физические и юридические лица, места массового пребывания людей, объекты недвижимости, критической инфраструктуры, транспорта, жизнеобеспечения, коммуникационные и информационные сети.

Под защищенностью потенциальных объектов террористических устремлений следует понимать комплексное использование сил физической защиты, инженерно-технических средств и режимных мер, направленных на обеспечение их безопасного функционирования.

Профилактика терроризма предполагает решение следующих задач:

- разработка рекомендаций и осуществление мероприятий
по устранению причин и условий, способствующих возникновению
и распространению терроризма;

- выявление и прогнозирование террористических угроз, информирование о них органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также общественности для принятия мер
по их нейтрализации;

- оказание сдерживающего и позитивного воздействия
на поведение отдельных лиц (групп лиц), склонных к экстремистским действиям;

- разработка перечня антитеррористических мероприятий для организации и проведения их с обязательным определением источников их финансирования;

- разработка и введение типовых требований по защите от угроз террористических актов критически важных и потенциально опасных объектов, мест массового пребывания людей;

- определение прав, обязанностей и ответственности руководителей органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов;

- совершенствование правовой регламентации возмещения ущерба лицам, участвующим в пресечении террористического акта
и проведении контртеррористической операции и (или) пострадавшим
в результате их осуществления;

- совершенствование взаимодействия республиканских органов исполнительной власти в целях выработки единой стратегии и тактики
в рамках осуществления международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму.

Организация деятельности по профилактике терроризма требует обеспечения скоординированной работы органов государственной власти с общественными организациями и объединениями, религиозными структурами, другими институтами гражданского общества и отдельными гражданами. Реализация указанных задач должна осуществляться в рамках создания эффективной системы мер по противодействию терроризму.

К основным мерам по предупреждению рассматриваемых негативных явлений относятся:

политические – поддержание стабильной общественно-политической обстановки, разрешение социальных противоречий
и конфликтов, эскалация которых может привести к росту экстремистских настроений и использованию различных форм насилия, формирование системы противодействия идеологии терроризма, осуществление международного сотрудничества в области борьбы
с терроризмом;

социально-экономические – оздоровление экономики страны, устранение социальных и экономических условий, способствующих распространению идеологии насилия, недопущение маргинализации общества или отдельных социальных групп, роста безработицы, существенного социального и имущественного расслоения, обеспечение эффективной социальной защиты населения и повышение качества жизни;

правовые (правоприменительные) – принятие предусмотренных законодательством мер противодействия экстремизму для предупреждения участия организаций и граждан в террористической деятельности, совершенствование мер уголовной ответственности за преступления, направленные на достижение целей терроризма, общая профилактика правонарушений, способствующих террористической деятельности, индивидуальная профилактика лиц, склонных
к совершению экстремистских действий, техническое нормирование
и стандартизация в области обеспечения безопасности мест массового пребывания людей, критически важных объектов, регулирование порядка использования информационно-коммуникационных систем;

информационно-пропагандистские – разъяснение сущности
и общественной опасности экстремизма/терроризма, воспитание патриотизма, информирование населения о предусмотренных законодательством механизмах реализации гражданских, политических, экономических, социальных и иных прав, законных интересов граждан, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, снижение уровня радикализации молодежи, информационно-профилактическое воздействие на сознание террористов и иных лиц, причастных к организации и осуществлению террористической деятельности;

культурно-просветительские – культивирование, в том числе
в процессе образования и воспитания граждан, социально значимых ценностей, прежде всего ценности человеческой жизни, формирование демократической политической и правовой культуры, развитие
в обществе толерантности и создание условий для диалога
по политическим, экономическим, социальным, конфессиональным, культурным и иным проблемам, обучение населения правилам поведения при повышении уровня террористической угрозы, в случаях совершения актов терроризма, воспитание бдительности, морально-психологической устойчивости, сплоченности и дисциплинированности;

организационно-технические – внедрение и использование программно-технических средств выявления и пресечения распространения экстремистских материалов, реализация мер по физической защите ядерных материалов и ядерных установок для предотвращения несанкционированного доступа к ним, разработка и реализация целевых программ и мероприятий по выполнению соответствующих технических требований.

Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу
с терроризмом в пределах своей компетенции, являются органы государственной безопасности, органы внутренних дел, Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Вооруженные Силы Республики Беларусь, органы пограничной службы, внутренние войска Министерства внутренних дел.

Субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении
и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции, являются государственные органы и иные государственные организации.

При этом государственные органы и иные государственные организации, не являющиеся субъектами борьбы с терроризмом, участвуют в государственном реагировании в соответствии
с законодательством.

Также на государственные органы, иные организации и граждан возлагается обязанность оказывать содействие субъектам борьбы
с терроризмом, выполнять их требования и соблюдать правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции. Сообщение гражданами государственным органам о ставших известными
им сведениях о террористической деятельности является долгом каждого и поощряется государством.

В силу ст. 22 Закона «О борьбе с терроризмом» лица, принимавшие участие в террористической деятельности, несут ответственность, предусмотренную законодательными актами.

На основании решения Верховного Суда Республики Беларусь организация признается террористической и ее деятельность
на территории Республики Беларусь запрещается, а такая организация, зарегистрированная на территории Республики Беларусь, ликвидируется, деятельность представительства такой иностранной или международной организации, расположенного на территории Республики Беларусь, прекращается.

Если должностное лицо организации финансирует террористическую деятельность с использованием своих служебных полномочий за счет средств этой организации, то такая организация признается террористической и ее деятельность на территории Республики Беларусь запрещается, а такая организация, зарегистрированная на территории Республики Беларусь, ликвидируется, деятельность представительства такой иностранной или международной организации, расположенного на территории Республики Беларусь, прекращается.

КоАП Республики Беларусь (статья 19.13) предусматривает ответственность за финансирование террористической деятельности.

Так, предоставление или сбор юридическим лицом средств любым способом в целях использования в террористической деятельности, материального обеспечения или иной поддержки заведомо для должностного лица этого юридического лица террористов, террористических групп и террористических организаций, в том числе
в целях проезда к месту обучения для участия в террористической деятельности, влекут наложение штрафа на юридическое лицо
в размере от пятисот до тысячи базовых величин.

Уголовная ответственность предусмотрена за пропаганду терроризма (ст. 289-1 УК), угрозу совершением акта терроризма (ст. 290 УК), финансирование террористической деятельности (ст. 290-1 УК), содействие террористической деятельности (ст. 290-2 УК), прохождение обучения или иной подготовки для участия в террористической деятельности (ст. 290-3 УК), создание организации для осуществления террористической деятельности либо участие в ней (ст. 290-4 УК), организация деятельности террористической организации и участие
в деятельности такой организации (ст. 290-5 УК).

Массовым мероприятие – форма общественной активности
и (или) досуга населения, представляющую собой совокупность действий, осуществляемых в целях индивидуальной и (или) коллективной реализации прав, свобод и законных интересов, а также удовлетворения своих экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей.

 

Классифицировать массовые мероприятия можно по следующим условным основаниям:

  1. По содержанию (видам):

-              общественно-политические (демонстрации, митинги, уличные шествия, собрания, пикетирования, съезды, выборы);

-              культурно-зрелищные (фестивали, концерты, народные гуляния);

-              спортивные (олимпиады, чемпионаты, соревнования, матчи);

-              религиозные (богослужения, религиозные обряды и ритуалы);

  1. По статусу (значимости):

-              международные;

-              республиканские;

-              местные.

  1. По месту проведения:

-              в зданиях, сооружениях;

-              на открытой местности.

  1. По периодичности проведения:

-              разовые;

-              повседневные;

-              периодические.

  1. По способу возникновения:

-              организованные;

-              спонтанные (стихийные).

  1. По форме правового регулирования:

-              разрешенные (согласованные);

-              несанкционированные.

  1. По возможности участия:

               общедоступные;

-    организованные для определенной социальной группы.

  1. По характеру действий:

-    статичные (стационарные, в одном месте);

-    динамичные (с перемещением из одного места проведения
в другое, использованием транспортных средств);

-    смешанные (разнообразные по своим видам мероприятия
с множеством мест одновременного или последовательного проведения).

коллективов, предусматриваются меры ответственности за их нарушение.

В настоящее время массовые мероприятия регулируется следующими законодательными актами:

vКонституция Республики Беларусь – закрепляет основные права и свободы граждан, основания их ограничения, устанавливает основы деятельности государственной системы;

vЗакон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О свободе совести и религиозных организациях» – регулирует порядок организации и проведения религиозных мероприятий;

vЗакон Республики Беларусь от 30 декабря 1997 года
«О массовых мероприятиях»
– регулирует порядок организации и проведения массовых мероприятий в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещениях;

vИзбирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля
2000 года
– регулирует порядок организации и проведения выборов Президента Республики Беларусь, выборов и отзыва депутатов
Палаты представителей, членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов, а также при подготовке и проведении референдума (народного голосования);

vЗакон Республики Беларусь от 12 июля 2000 года
«О республиканских и местных собраниях»
– регулирует порядок организации и проведения республиканских и местных собраний;

vЗакон Республики Беларусь от 26 ноября 2003 года «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь» – регулирует порядок организации и проведения массовых мероприятий в целях реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь;

vЗакон Республики Беларусь от 8 мая 2009 года
«О государственной охране»
– регулирует порядок организации и проведения охранных мероприятий;

vЗакон Республики Беларусь от 4 января 2014 года «О физической культуре и спорте» – регулирует порядок организации и проведения, в частности, спортивно-массовых мероприятий, спортивных соревнований;

Кодекс Республики Беларусь о культуре от 20 июля 2016 года– регулирует, в частности, порядок организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий.

Необходимо учитывать, что проведение различных мероприятий может регулироваться как отдельным законодательным актом,
так и одновременно несколькими законами.

Лица, нарушившие установленный порядок организации и (или) проведения массовых мероприятий, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 24.23 КоАП, а в случаях, предусмотренных ст.ст. 3422 и 3693 УК – уголовную.

Административная ответственность также наступает за сбор, получение, использование денежных средств, иного имущества,
в том числе имущественных прав, а также исключительных прав
на результаты интеллектуальной деятельности, а равно выполнение работ, оказание услуг для целей возмещения расходов, обусловленных привлечением лица к ответственности за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий.

Уголовная ответственностьнаступает за неоднократное нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий,
если лицо дважды в течение одного года подвергалось административному взысканию по статье 24.23 КоАП, и в течение года после наложения второго взыскания за такие деяния вновь нарушило порядок организации или проведения массовых мероприятий.

Статьей 18.1 КоАП установлена административная ответственность за умышленное блокирование транспортных коммуникаций лицом, управляющим транспортным средством, в месте проведения массового мероприятия либо повлекшее создание аварийной обстановки.

Нарушение водителем правил пользования звуковыми сигналами в месте проведения массового мероприятия влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 18.13 КоАП

За вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка, наступает административная ответственность
по ст. 19.4 КоАП.

Нарушение законодательства об иностранной безвозмездной помощи для организации или проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования влечет административную ответственность в случаях, установленных ст. 24.15 КоАП, а в случаях, предусмотренных ст. 3692 УК, – уголовную.

Следует также отметить, что сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов в месте проведения массовых мероприятий является квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 328 УК.

 

 

Разделы сайта